Осмысленный бред (saninartem) wrote,
Осмысленный бред
saninartem

Category:

Об антисемитизме

Не могу сказать, чтобы обсуждаемое явление часто встречалось мне в жизни; по-моему, этот вопрос гораздо больше горел в сердцах позднесоветских поколений. Тем не менее, на просторах интернета встречались мне и антисемиты системы "если в кране нет воды, во всем виноваты евреи" (некоторый журнал я перестал посещать в том числе и из-за наплыва этих товарищей), так и антиантисемиты, у которых ответ на тот же вопрос "во всем виноваты антисемиты". Надобно сказать, вообще две эти категории до смешного схожи.

Конечно, в отличие от представителей двух этих групп, я не считаю, что евреи одинаковы. К некоторым евреям я отношусь крайне уважительно, к некоторым - крайне неуважительно. Так уж вышло, что евреи из первой группы - большей частью православного вероисповедания, но я не считаю это обязательным условием.
Осознавая эту неодинаковость, я, тем не менее, считаю возможным судить и о евреях, как народе - о его чертах, истории и т.д. - точно так же, как и о других народах. И тут должен сказать, что не лучшим образом оцениваю роль евреев в русской истории, прежде всего - в XX веке. Наверное, Российская Империя и евреи изначально столкнулись с взаимными предубеждениями и недоброжелательностью; наверное, обе стороны не слишком старались эту ситуацию исправить. Тем не менее, еврейское влияние на российский "малый народ" несомненно, а к деятельности этого "малого народа", в первую очередь - к революциям, я отношусь крайне негативно.
Опять-таки, проговаривая совсем уж очевидное: я не считаю, что нынешние евреи должны каким-то образом отвечать за чьи-то действия, кроме своих личных. Но и я не считаю себя обязанным менять свое отношение к прошедшему ради того, чтоб никого не обидеть и не прослыть антисемитом.

Для всех, наверное, народов, живущих диаспорой, свойственно такое (осознаваемое или не осознаваемое) представление о справедливости: "Мы считаем друг друга своими, и помогаем своим; а к местным относимся иначе. Но местные должны относиться к нам, как к своим, не проводя границу; иначе несправедливо". Такой подход естественен и понятен. Но разумеется, никакого отношения к морали и справедливости он не имеет. Когда еврею (или армянину, или грузину, или русскому на чужбине) важно, что он еврей (или...), но от других он требует, чтобы им было не важно - это заведомо аморальная и безумная позиция.

Разумеется, у представителей разных групп есть разная чувствительность к разным высказываниям, шуткам, мнениям. Я осознаю, что я могу и не обратить внимания на шутку о евреях, а еврей - обратит; я понимаю, что я гораздо острее воспринимаю несправедливость к русским, а еврей - наоборот. Наверное, стоит учитывать чувства друг друга (не только национальные, кстати) и проявлять деликатность (кстати сказать, у меня есть пара воспоминаний из детства и юношества, когда я деликатность, именно по нац.вопросу, очевидно не проявил; мне никто не высказывал обиды, но стыдно до сих пор). Но такая деликатность не может и не должна быть односторонней.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments